Гендерная история Северного Кавказа

Гендерная история Северного Кавказа

Тути-Бике, легендарная правительница Дербента, иллюстрация Евгения Андреева

Саида Сиражудинова, канд. полит. н., президент «Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие», saida_kant@mail.ru

Роль и место женщины на Северном Кавказе, казалось бы, четко определены историей, но сегодня мы попытаемся рассмотреть этот вопрос немного под другим углом. Основная уязвимость гендерной истории – стирание памяти о женских достижениях, даже о тех женщинах, которые совсем недавно внесли свой вклад в общественно-политические процессы. Самые первые женские образы в истории также не нашли отражения в памяти, но их следы запечатлели скалы и камни. Однако и за ширмой демонстрации превосходства мужчин выглядывают яркие женские фигуры, которые частично сохранены в фольклоре, мифах, литературе, рассказах, обычаях и традициях. Они еще требуют тщательного и глубинного изучения и анализа.

В Кавказском регионе древняя религия, мифология, культ плодородия были связаны с женскими образами, о чем говорят древние фигурки, найденные археологами. Они стерты из обыденного сознания, но всплывают на страницах академических изданий. В последующем, с вытеснением матриархата и укреплением патриархата, женские мифические образы были вытеснены с пьедестала и более того, «демонизированы»[1].

Одним из примеров для переосмысления женской истории на Северном Кавказе служат упоминания о женщинах воительницах, которые явно не соответствуют современным стереотипам. Об их подвигах свидетельствуют сохранившиеся курганы, а также эпосы и легенды.

Шатана. Рис. М. Туганов

Упоминания о женщинах встречается в сказаниях о героях-богатырях нартах. Так, Агунда возглавила сражение женщин с великанами, Сатана или в другой версии Гунда вступала в состязание с женихами и вышла замуж за победителя. Данный сюжет повторяется в разных формах.

Зачастую обезличенные лишенные имен женщины-победительницы (например, «сестра семи братьев», дочь Даргавсара) упоминаются в Нартском эпосе[2]. Например, богатырша Лашин побеждает чужеземного богатыря и освобождает народ от захватчиков. Даже сам род нартов восходит к Великой матери (Сатаней), что говорит об изначальной матрилокальности[3].

Многие прежние традиции, как пережитки эпохи матриархата, сохранялись в республике долгое время и существовали совсем недавно. Они проявлялись в играх, особых локальных традициях, песнях, активности женщин, обрядах. Например, выбор жениха[4]

в Нартском эпосе это выбор девушкой Пако отца для сына, названного затем по имени матери (Пакуэкъуэ Тэтэршьау); выбор жениха дагестанскими девушками (лакскими, ахвахскими, андийскими, дидойскими девушками и многими другими), которые могли  сами проявить инициативу в выборе брачного партнера – назвать имя, бросить обувь, выбрать папаху[5];нападения на мужчин, празднование ингушками женского праздника Цей, во время которого устраивались состязания в разных военных умениях, и иных многочисленных примерах, которые можно найти в отдельных селах.

Начало 20 века оставило нам свидетельство об одной из ярких персон революции в Дагестане —  борце за советскую власть, комсомолке Тату Булач. Впоследствии Тату много занималась просвещением и образованием среди горянок.

портрет Булач Тату Омаровны

В советское время для женщин Северного Кавказа многое изменилось: они стали реализовывать себя в качестве политиков и руководителей. Но, проблема заключается в том, что эти сравнительно недавние перемены в общественной жизни стерлись из коллективной памяти народа, и многие просто не знают о своих выдающихся землячках[6].

Многие женщины запомнились обществу, как деятели культуры, творческая интеллигенция. В то же время, они были и политическими и общественными деятелями, и депутатами.

Так, народная актриса и певица Барият Мурадова, поэтесса Фазу Алиева были вовлечены и в политическую, и в общественную деятельность республики.

Яркая политическая фигура республики Роза Эльдарова[7], в советские годы была Председателем Президиума Верховного Совета ДАССР (1962-1967), Заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР.  Она неоднократно становилась депутатом Верховного Совета ДАССР и Верховного Совета РСФСР.

Как политический деятель, Роза Эльдарова продемонстрировала нам, как может быть эффективна женщина во власти, и как она может служить на благо общества, сочетая свою политическую волю и интеллект с человеческой открытостью и внимательностью к людям.

Веками ограниченные домашними заботами и тяжелым трудом, направленным на обеспечение хозяйственных нужд, женщины вдруг получили возможность реализовать себя в разных сферах.

Постсоветский период усложнил положение женщин, вновь вытесняя их с публичной среды. В ходе конкуренции создавались и распространялись негативные стереотипы, женщины все больше теряли свои права, сковывались пространством семьи, стали подвергаться насилию и дискриминации.

В то же время, в правительстве по-прежнему существует и прослойка женщин-политиков (преимущественно взращенных в советский период),  к сожалению, придерживающихся мужской стратегии, дистанцирующихся от реальных проблем женщин.

Тем не менее можно подытожить, что  сильные женщины  Кавказа остались не только на страницах истории, они существуют и по сей день. Среди них женщины общественницы, феминистки, сохраняющие ценности справедливости, равенства, свободы, защищающие женщин и сражающиеся за их жизни и права в противовес всему.

[1] Сефербеков Р.И. Образ Великой Богини-матери в мифах народов Дагестана (ипостаси, аспекты функций, трансформации) // История, археология и этнография Кавказа. 2015. №3. С. 152.

[2] М.А.Кумахов,  З.Ю.Кумахова. Нартский эпос: язык и культура.—  М.:  Наследие:  1998.

[3] Там же. с. 123.

[4] Выбор в Нартском эпосе девушкой отца для сына, названного затем по имени матери (Пакуэкъуэ Тэтэршьау).

[5] Мутиева О. С.Женская инициатива в выборе брачного партнера в традиционном дагестанском обществе (xix — начало xx вв. ) // ИСОМ. 2015. №5-1.

[6] Сиражудинова С. В. «Гендерные границы и перспективы гендерного диалога на Северном Кавказе» в журнале « Женщина в российском обществе. 2015. № 1 (74). С. 53-61». https://womaninrussiansociety.ru/article/sirazhudinova-s-v-gendernye-granicy-i-perspektivy-gendernogo-dialoga-na-severnom-kavkaze-str-53-61/

[7] Дагестанская женщина политический лидер. http://center-kmr.ru/gendernye-issledovaniya/dagestanskaya-zhenshhina-politicheskij-lider/

Scroll Up