РАБОТНИЦА 2.0

РАБОТНИЦА 2.0

Галлерея Пересветов Переулок 8-10 марта 2019

В марте 2019 года в галерее Пересветов переулок[1] (в короткой сейчас работает активная феминистская команда: Оксана Васякина, Дарья Серенко и Александра Киселева) прошла выставка-фестиваль Работница 2.0. Участницам предложили сделать высказывание на тему труда  в самом широком его понимании: от работы за которую платят деньги, до труда аффективного в художественных сообществах, и труда по воспроизведению собственного гендерного перформанса.

Выставочная программа—акцентировавшая гендерные структуры, насилие, женские образы и пост-советское в труде—была построена на стыке искусства и активизма. Многие из участниц, идентифицируя себя как художниц, одновременно занимаются феминистским активизмом и рассматривают свое творчество, как одну из его частей. Самыми большими объектами на выставке были баннеры Творческого Объединения “Наденька”[2] (Омск-Петербург)—Безработница Культуры  и Художница выходного дня (эти баннеры так же участвовали в реальных первомайских демонстрациях в Санкт-Петербурге). 

 А швейный кооператив “Швемы”[3] часть участниц которого живут в Киеве, а часть в Петербурге, не просто демонстрировал артефакты со своей активистской деятельности, но и активно приглашал зрителей к прямому действию. “Швемы” предлагали взять открытки, имитирующие поздравления с 8 марта и подбросить в карманы одежды таких компаний как H&M или Monki и других брендов,  использующих  дешевый наемный труд.

“Для выставки “Работница 2.0” мы создали наборы поздравительных открыток “С праздником весны!”, внутри которых данные о заработной плате и условиях труда на производствах одежды для брендов, где работают, в основном, женщины. Открытки предназначены для подкидывания в магазины, в карманы вещей — инструкция прилагается.” ШК “Швемы”

Активизм и самоорганизация используются художницами не только как художественная практика, но и как метод групповой выставочной деятельности. Анна Терешкина (ШК “Швемы”) и Анастасия Макаренко (ТО “Наденька”) рассказали про галерею Егорка,[4] которую они организовали в собственной коммунальной квартире. Пример Егорки иллюстрирует как может быть устроена аффективная работа в сфере искусства, когда галереей становится даже собственная квартира, а принцип отбора художников—дружеская симпатия и понимание. В подобном формате личного аффекта и культивации горизонтальных связей работает коллектив eeefff (Дина Жук и Никола Спесивцев)[5] и ежегодная серия событий Работай Больше. Отдыхай Больше (Алексей Борисенок, Дина Жук, Оля Сосновская, Николай Спесивцев) в Минске.[6] На выставке eeefff провели сессию одновременного труда и в то же время приготовили суп. 

Некоторые участницы подчеркивали положительные аспекты аффективности художественных практик и практик самоорганизации, на контрасте с вовлеченностью в отчужденный труд. Художница Саша Качко (Зоя Зоя)[7]: Всё чем я горжусь, я создавала бесплатно. 

 Анастасия Вепрева же, напротив, показала труд современной художницы, как непрекращающийся кошмар прекария, вечно пишущего заявки, без гарантии какого-либо успеха—Ночной кошмар. Бета-версия.[8] Анастасия иронично воспроизвела свою рутинную работу, как работу современной художницы, которая занимается бесконечным само-продюсированием и утопает в непрерывной веренице писем/заявок.

Проблему бесплатного труда, вовлеченности в институции—но при этом на незавидных ролях—прекарности и вечного синдрома самозванца, взяла для своей лекции возникшей из поста в социальных сетях[9] кураторка Мария Сарычева. Постоянный приток в художественное сообщество всё новых и новых людей, ассоциирующих мир искусства со справедливым и важным сообществом позволяет большим институциям пользоваться дешевым или бесплатным трудом молодых специалистов, что особенно заметно в том случае, если в профессию приходят женщины, как было ранее описано в статье Евгении Абрамовой «Менеджер» vs. «девочка».[10]

Художницы выходного дня, зачастую занимаются нехудожественным трудом в течении рабочей недели и при этом ухитряются превратить свой отчужденный труд в свои же произведения искусства. Варвара Терещенко, художница не в первый раз работающая с темой насилия,[11] сделала феминистское высказывание/инсталляцию Стройка: Лом Али, Нимат, Санёк, Бек из сексистских и объективизирующих реплик коллег мужчин. 

Алёна Терешко сняла поэтическое видео Ангел Труда в процессе уборки гостиничных номеров. “Нашему взгляду открывается момент прикосновения к вещи: рука работающая или гладящая, протирающая, настойчивая или нежная рука. Между поверхностью вещи и рукой, ее натирающей, образуется тесная связь, интимность, свечение, блестящий зазор: труд и игра, свое и чужое, ничье и общее, я и оно, ты.” Алёна Терешко

Но некоторые из работ были напрямую связаны с трудом и производством, как например instagram проект Жени Яузы и Риты Ефановой @fluctuate.me.[12] Этот проект занимается пошивом queer/feminist-friendly одежды и сочетает в себе как своеобразный активизм, так и прикладное ремесленное производство.

Instagram как медиум использовала в своей работе и художница/фотограф Евгения Чапайкина, которая использует эту платформу совсем не для того, чтобы выложить демонстративную картинку с едой, цветами или умело сделанным макияжем, наоборот художница предельно даже сверх-откровенна перед своим зрителем и через формат коротких, снятых на iPhone видеороликов[13] говорит о своих самых искренних, интимных переживаниях. То есть использует instagram не для само-презентации и само-рекламы, а для демонстрации собственной уязвимости. 

В фотографиях Екатерины Ашутковой, которые тоже можно найти в facebook и instagram,[14] уязвимость и негламурность повседневного женского опыта, соединены с теми рекламными образами, которые мы привыкли воспринимать, как ролевые модели. Так, сама авторка в нижнем белье модели Victoria Secret, гламурно вышагивает среди продуктовых рядов магазина Перекресток или повторяет образ Beyoncé у себя на кухне. Художница, научная сотрудница и кураторка Ильмира Болотян[15] в своем проекте Нематериальный труд (часть Принцессайзинг) иронично переосмысляет on-line видео для женских спортивных тренировок. Тренировок, которые сегодня тоже входят в социальный гендерный контракт, в котором женщины должны не только зарабатывать деньги и создавать семьи, но ещё и хорошо выглядеть. Лиза Неклесса в своей работе Невидимый труд сделала акцент на женском аффективном труде заботы и эмоциональной поддержки, повседневном труде который принято не замечать и принимать как должное.

Мика Плутицкая работает с проблемами памяти и рефлексии советского детского опыта через визуальную культуру мультипликации. В своей живописной серии Ох уж эта Настя! Мика возвращает нас в мир советских мультфильмов Лесной Олень и Маугли, но в совершенно видоизмененной личной интерпретации.

“Новая интерпретация создает зазор между двумя мифологиями — советской, индустриальной и идеологической и моей, субъективной и авторской. В этот зазор просачиваются вопросы о детских воспоминаниях, советском гендере, эскапизме и, в конечном счете, о разнице между  конструируемым и реальным.” Мика Плутицкая 

Темы: Советской памяти, Советского феминизма, Советского гендерного контракта и Советской гендерной политики прозвучали в лекциях Саши Талавер Невидимая политическая работа женщин: проблемы истории и Эллы Россман Советский гендерный контракт: репродуктивное давление и проблема “двойной нагрузки”. Так же в образовательной программе были лекции на острую тематику: Положение женщин в социально-трудовых отношениях Юлии Островской (центр социально-трудовых прав),[16] Трудовая реабилитация женщин с инвалидностью. Почему уход матерей за детьми с инвалидностью — это труд, который должен быть оплачен? Алены Левиной (фестиваль Женщины-Инвалидность-Феминизм)[17] и У ворот женской колонии никого. Саша Граф презентовала одноименный ЗИН, сделанный в соавторстве с художницами и женщинами-заключенными.[18]

      Проблемы трудоустройства в сфере современного искусства, лени и радикальных практиках заботы о себе обсудили Мария Сарычева, Ульяна Быченкова и Леся Прокопенко. Леся в своей лекции О заботе рассказала о подходах Гваттари[19] и Ив Кософски Седжвик, проблематизировав заботу о себе с точки зрения левой философии. Ульяна Быченкова провела лекцию-перформанс Одна сказка и много мнений, два видеообращения и пара гипотез о Художницах и о Лени где, в том числе, показала несколько своих видео работ.[20]

      В день открытия фестиваля состоялся небольшой феминистский концерт, лекция и дискуссия Панк-рок-феминизм. “Музыка, эмпауэрмент, феминизм” организованные Татьяной Волковой и Екатериной Бахреньковой. В галерее Пересветов Переулок выступили Meanna и Саша Старость, а Аня Гаврилова прочла лекцию Экскурс в историю западной фем-музыки.

 Завершился же фестиваль показом видео со спектакля Вики Приваловой Тихая Революция[21] о русской революционерке и марксистской феминистке Александре Коллонтай.

      В этом году большие российские города наглядно показали, что на восьмое марта никто уже больше не ждет цветов и конфет. Зато в день “Весны и женственности”  множественные феминистские команды организуют мероприятия, фестивали, лекции и концерты, возвращая празднику его изначальный смысл.

[1] https://www.peresvetov-gallery.com/

[2] http://special.theps.ru/to_nadenka

[3] https://politkrytyka.org/2015/11/12/intervyu-so-shvejnym-kooperativom-shvemy-v-kakoj-to-stepeni-my-tozhe-probuem-granitsy-dozvolennogo/

[4] https://www.facebook.com/egorkashelter/?nr

[5] https://eeefff.org/

[6] http://workhardplay.pw/ru/

[7] https://www.krapiva.org/sasha-kachko

[8] https://nightmare.accio.pro/

[9] https://www.facebook.com/msarycheva/posts/2023105271111261

[10] http://archives.colta.ru/docs/21801?_ga=2.170679264.1114360220.1556187841-1728029370.1556187841

[11] http://literratura.org/non-fiction/3161-varvara-tereschenko-onemenie-pered-licom-uzhasa-i-vyhod-k-svetu.html

[12] https://www.instagram.com/fluctuate.me/

[13] https://www.instagram.com/serdtsagolos/

[14] https://www.instagram.com/afirekova/

[15] https://www.ilmirabolotyan.com/

[16] https://eu-russia-csf.org/ru/news-einzelansicht-rus/news-members-single/zhenshchiny-v-trudovykh-otnoshenijakh-problemy-sovmeshchenija-semi-i-raboty/ 

[17] https://www.asi.org.ru/event/2019/03/11/moskva-zhenshhiny-invalidnost-feminizm-diskriminatsiya-prava/

[18] https://cha-shcha.com/u_vorot_nikogo

[19] https://syg.ma/3ecologies

[20] https://vimeo.com/153919967

[21] https://www.youtube.com/watch?v=DxcaOGGLigg

Scroll Up