Панк+рок = феминизм

Панк+рок = феминизм

Мы планировали зин о панк-роке и феминизме, а получилось что-то большее

Участницы “Панк-рок-феминизм” Екатерина Бахренькова и Татьяна Волкова рассказали о том, как начиналась и развивалась идея проекта.

Однажды мы разговорились о том, что происходило в конце 90-х в московской панк-среде, на альтернативной сцене и около неё: где мы находились, о своих впечатлениях, о том, как феминистская оптика меняет восприятие текстов, музыки и всего происходившего тогда. И ещё о том, что политическая составляющая этой культуры в России была мало развита в более мейнстримовом панке и альтернативе, мало артикулирована, и что у нас тогда не было особо способов и возможностей анализировать происходящее и высказываться.

И мы решили, а почему бы не обсуждать всё это сейчас. Несмотря на развитие интернета, кучу пабликов, политическая составляющая музыки всё ещё недостаточно обсуждается, феминистская повестка в панке (и в музыке в целом) тоже представлена недостаточно. А ведь панк-рок с самого своего начала поддерживал феминисток, развивал феминистские идеи и мотивировал женщин на самовыражение и политическую активность. Это давало нашей идее также и историческую перспективу.

Таня предложила использовать её личное знакомство с Чачей, лидером панк-группы НАИВ,  для того, чтобы попробовать раздавать феминистские ЗИНы на их концертах. Кроме того, что сделали опен-колл для нашего собственного ЗИНа про панк-рок и феминизм, и искали там для него участниц. Мы думали, что это могло бы дать нам огромную аудиторию. Однако впоследствии ценность такого сотрудничества была пересмотрена. Во-первых, было сложно ориентироваться на плотный концертный график группы, во-вторых, некоторые заявления группы, сделанные после запуска проекта,  и её поведение пошло вразрез с нашими принципами. Вследствие этого мы отказались от преимуществ, которые мы видели от совместной деятельности в пользу собственной независимости в действиях и следованию феминистским идеям.

Но начали мы с того, что 12 ноября 2017 года презентовали проект “панк-рок-феминизм” на концерте группы НАИВ в Москве. На концерте мы распространяли зины и наклейки проекта “урбанфеминизм”, а также материалы московского центра помощи пережившим сексуальное насилие “Сёстры”.  Чача объявил о сотрудничестве с московским Фем-клубом со сцены,  и о том, что панк-рок и феминизм всегда шли рука об руку.

Столик Панк-рок-феминизма на концерте НАИВа 12 ноября 2017 г.

Реакция на наше присутствие на концерте было разным. Во время объявления со сцены о сотрудничестве с феминистками в зале показывали много неодобрительных жестов. Одна из подписчиц нашего паблика вконтакте, утверждавшая вначале, что в панк-тусовке все равны, написала “Вот и панк-тусовка :(“. Эта, и некоторые другие истории с того концерта, укрепили нас в понимании, что тема актуальна и у нас получится собрать материалы для зина. ) 

Также на концерте распространялись листовки — опен-колл, призывающие присылать материалы для готовящегося ЗИНа. Впоследствии опен-колл был опубликован в социальных сетях.

 В марте 2018 года мы закончили приём материалов для зина и приступили к его редактуре и вёрстке.

Из 11 материалов, вошедших в зин 3 были присланы по опен-коллу, остальные были подготовлены после непосредственных обращений редакционного коллектива к своим знакомым феминисткам и музыканткам.

64-страничный журнал проиллюстрирован фотографиями, присланными участницами зина, феминистскими граффити, фотографиями значимых музыканток, а также специально переданными для использования в зине иллюстрациями художницы Янки Сметаниной.

Большинство материалов зина — это интервью. Есть интервью с музыкантками Надей Нирвановой об истории групп Миома и Мисс Брют и том, какой была московская гранж-сцена конца 1990-х. Интервью Аноэты Тряпкиной с Владиславой Рукавишниковой из Блуждающих гормонов о её непрекращающемся протесте и формах его выражения. Интервью Юлианы Бардолим с группой Закулиза о том, почему лучше делать музыку с женщинами и что из этого получается.

Но панк-рок — это не только музыкантки, это и женщины, которые ходят на концерты, слушают музыку, для которых панк-рок становится стилем жизни и окружающей средой. Samaya Gorgona описала свою непростую историю, полную в тоже время уверенности в себе и в своём пути, что очень вдохновляюще. Ли Эрлих рассказала, как ей, жившей в России американке, виделась музыкальная среда 1990-х и, почему было важным поехать вместе с дочерью на Женский марш в Вашингтон. Таня Волкова написала автобиографическую статью «В оправдание сексизма, или хроники подружки музыкантов», а также взяла интервью у музыканта Антона Грачёва, — получился интересный диалог об одной музыкальной тусовке, но с разных точек зрения. А ещё в зине  есть история первой канадской женской панк-группы Dishrags от Алексея Караковского, философское эссе Анны Ивановой «Рок Прекрасной Дамы», критические заметки филологического клуба «Талия» о сексистских текстах любимых и давно знакомых песен.

Коллектив зина:

редактура — Катерина Бахренькова и Таня Волкова, дизайн и вёрстка — Анастасия Вепрева, корректура — Василиса Сатирская.

Из колонки редакции зина “панк-рок-феминизм”:

«какие идеи у зина?

ну, во-первых, мы все любим панк-рок, хотя у каждой он свой. мы все очень разные. и в этом номере очень много разных мнений, много разного панк-рока. во-вторых, нас объединяет желание самовыражения, уважение к чужому опыту, стремление к ненасильственному общению и нетерпимость к иерархиям и несправедливости. иногда такой набор называют правами человека. и зин можно было бы назвать «панк-рок — права человека». но ещё нас объединяет «феминизм» — мы видим, мы чувствуем сексизм, видим и ощущаем несправедливость в действиях и в отношении к женщинам, мы против этого всего и хотим об этом говорить.

причём тут панк и феминизм?

панк всегда был заодно с феминизмом, круша замшелые общественные устои и создавая новые высказывания. если вы этого не замечали, продолжайте читать наш зин. исторические экскурсы мы тоже планируем. панк — радикальная форма самовыражения. выступая против иерархий, он не требует эталонного профессионализма и поэтому очень доступен. и так посчитали и считают до сих пор множество женщин и квир-людей, которые избрали панк своим голосом и формой заявления о себе и своём мнении. и своим примером они вдохновили других делать так же. нас, конечно, тоже вдохновили. немного странно, что в 2018 году панк остаётся мужской сферой. но если присмотреться и поразмышлять, то, к сожалению, особо не странно. как бы ни хотел панк-рок казаться прогрессивным, как бы ни стремились панки рвать шаблоны, бросать вызовы обществу и создавать новую культуру, базовые гендерные установки почему-то берут вверх. и кто-то, оказывается, должен без помех думать о высоком и быть свободным, а кто-то должна выслушивать, понимать, бренно варить борщ и заботиться о детях. кто-то играет и поёт песни, а кто-то подтанцовывает.»

Обложка ЗИНа

27 апреля 2018 года мы презентовали ЗИН в арт-центре MAKARONKA на однодневном фемфестивале  в Ростове-на-Дону . Для организации этого события мы скооперировались с местными феминистками из группы Фем-изба, а также привезли участниц из Москвы, Самары, Санкт-Петербурга и Тольятти, чтобы они рассказали о своей деятельности и обсудили номер панк-рок-фем-зина.

На фестивале выступили Елена Безрукова (Фонд Розы Люксембург, Москва), Татьяна Волкова (московский Фем-клуб) рассказала о деятельности Фем-клуба и идее зина Панк-рок-феминизм. Анастасия Вепрева (Санкт-Петербург) представила феминистские инициативы Санкт-Петербурга, деятельность Тольяттинской фем-группировки представила Наталья Матвеева, Светлана Чернова из Самары представила деятельность Самарско фем-группы. Презентацию Фем-избы, феминистского сообщества стова-на-Дону, провели Мария и Виктория Албеговы. Также был концерт феминистской певицы Сони Каменевой (Ростов-на-Дону) и общая дискуссия.

На фестиваль мы привезли и раздали зин “панк-рок-феминизм”, экземпляры зина также отправились в Самару, Тольятти и Санкт-Петербург.                                                                 После фестиваля активистки ростовской ФЕМ ИЗБЫ написали у себя в паблике:

“Абсолютно точно этот фестиваль для нас был чем-то большим, чем рядовое мероприятие.

Буквально за один вечер мы почувствовали себя частью сильного, разнообразного и крутого комьюнити, мы увидели, что феминистское движение РЕАЛЬНО, это НЕ столичная прерогатива, это может выглядеть современно, провокационно, общественный запрос на феминизм СУЩЕСТВУЕТ”.

Отзыв Сони Каменевой:

“Это было вдохновляющее событие. Я поняла, что просветительская работа не так трудна, как я о ней думала раньше и даже одна женщина способна на многое. А когда собирается команда из нескольких человек можно свернуть горы. Благодаря этому мероприятию в нашей местном феминистском сообществе началась бурная активность…

Также встреча в Ростове помогла нам наладить связи с активистками из других городов. За эти несколько дней мы стали подругами и сейчас поддерживаем тесную связь, делимся идеями и поддерживаем друг друга…
Я считаю, что такие мероприятия — это уникальная возможность обменяться опытом и вдохновиться на действия”.
После этого в Москве зин раздавался на фестивале DIY-культуры Горизонталь в августе 2018 года, так же зин был представлен на активистской выставке летней школы фонда Розы Люксембург «Feminist Class Politics. Exchanging Theory and Practice» в Белграде.

Московская презентация зина “Панк Рок Феминизм” состоялась 20 октября 2018 года в баре Успех. Презентацию мы сделали также в форме фемфестиваля — ПАНК РОК ФЕМ ФЕСТ, используя опыт предыдущих фестивалей и феминистских событий.

На фестивале ПАНК РОК ФЕМ ФЕСТ, помимо представления журнала, его авторок и участниц и обсуждения отношений между панк-роком и феминизмом, состоялись феминистские воркшопы, ярмарка и фримаркет, а также панк-рок-фем-концерт с участием групп Ona (Москва), Девичья фамилия вашей матери (Санкт-Петербург) и Сони Каменевой (Ростов-на-Дону)!

Таня Волкова (Москва) провела воркшоп по медитации для феминисток, показала несколько техник динамических медитаций, способных быстро снять напряжение, поднять настроение и сбалансировать общее состояние.

Анастасия Вепрева (Санкт-Петербург) рассказала о том, как проходил процесс создания зина “Панк Рок Феминизм”, для которого она сделала дизайн и вёрстку. Также она показала экземпляры интересных зинов из своей коллекции и рассказала об особенностях их дизайна и производства, дала советы, как самим начать делать зины.

Во время перерывом между частями программы со сцены звучали объявления о феминистских инициативах.

Программа продолжилась большой двухчасовой дискуссия на тему «Сексизм в музыкальной среде”. В дискуссии приняли участие Татьяна Волкова — авторка и редакторка зина “Панк Рок Феминизм”, кураторка, активистка, инструкторка по кундалини йоге (Москва), Настя Вепрева — дизайнер зина “Панк Рок Феминизм”, художник (Санкт-Петербург), Саша Старость — организаторка психоактивно, музыкантка, художница (Москва), Соня Каменева — авторка-исполнительница (Ростов-на-Дону), Маша Киндер — экс-Восьмая Марта, ныне Mimi Nore, Angels Dont Sleep (Москва-Римини), Надя Нирванова — вокалистка в группе «Мисс Брют» (ранее «Миома») с 1999 по 2006, участница зина “Панк Рок Феминизм” (Москва), Аня Гаврилова — гитаристка в группах “Lubricated” с 1999 по 2001 год и «Мисс Брют» с 2001 по 2006 год (Москва).

В дискуссии удалось обсудить, что привело участниц к исполнению музыки и какие были трудности на этом пути. Соня Каменева поделилась историей угроз в отношении неё в социальной сети вконтакте,  Саша Старость подняла вопрос восприятия творчества женщин, как оно, случается, ставится под сомнение, оценивается с позиций стереотипов. Участницы дискуссии обсудили, является ли отношение к женщинам и их творчеству системной проблемой и следствием скудного представления в обществе о женском опыте и редко звучащих женских голосах, каковы могут быть тактики продвижения в творчестве феминистской повестки. Дискуссия получилась достаточно насыщенной, что значит, что вопросов и тем очень много, как и много потребности их обсуждать всем вместе в безопасной дружественно атмосфере.

После дискуссии, одна из её участниц, Надя Нирванова написала:

“Вчера на ПАНК РОК ФЕМ ФЕСТЕ было горячо и интересно. Ждем продолжения! Двухчасового формата дискуссии не хватило на обсуждение роли политических и прочих актуальных текстов в музыке, вдохновляющих женских групп и песен”.

Концертную часть мы выстроили, пригласив музыканток и исполнительниц из разных городов, мы не выдерживали строго стилистику панк-рока, так как нам было важнее содержание и высказывание:

Соня Каменева (Ростов-на-Дону) пишет и исполняет песни в стиле панк-рок и фолк-рок. Её цель — ввести в культурное поле женский вопрос так, как его ставят сами женщины: вместо стереотипных образов, мужского взгляда на женские проблемы озвучить реальность, каждый день переживаемую женщинами.

Ансамбль Девичья фамилия вашей матери (Санкт-Петербург) — это Анна Терешкина — вокал, Араик Фитингоф – фортепиано. Левацко-феминистский музыкальный проект, находящийся на перекрестьи рэпа, панка и авангарда, пишущий песни про харасмент, селф-харм, соответствие медийному представлению о красоте, апокалипсис, полиаморию, шпионаж, тревогу, вагину и любовь.

Группа ОНА (Москва) — голос объединения феминисток и просвещения масс, по крайней мере, мы на пути к этому! За год существования группа написала немало песен, посвященных актуальным проблемам женщин. Их музыка проста для понимания, но и оригинальна.

Фото Татьяны Сушенковой:

 

Поделиться: