Жизнь в «ДК Розы»

Жизнь в «ДК Розы»

Фонд Розы Люксембург уже пятый год подряд сотрудничает  с художниками из группы «Что Делать». В этом году стартовала публичная программа Школы Вовлеченного искусства, в рамках которой прошел уже целый ряд интересных событий. Эти события стали площадкой для осмысления искусства, новых медиа и критических высказываний. Начнем наш обзор с блока мартовских мероприятий, прошедших на фоне выставки арт группы «Партия мёртвых». Спасибо координатору Школы художнице Анастасии Вепревой за предоставленный материал.

Филолог и историк культуры Илья Калинин прочитал лекцию о политике «отстранения», приёме, выдвинутом советским писателем и критиком В.Б. Шкловским в качестве центрального принципа художественного языка.  Среди прочего, обсуждались следующие вопросы: могут ли революционные события описаны через прием отстранение; какова связь между социальным сдвигом, политическим кризисом, эмоциональным шоком, экзистенциальным эксцессом, пронизывающими пост революционную жизнь и творческим восприятием мира; какова интеллектуальная генеалогия принципа отстранения и какие художественные траектории связывают ее с романтической иронией, поэтикой ready-made и современным акционизмом. дк Розы

Илья Калинин — филолог, историк культуры. Доцент факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; главный редактор журнала «Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре» (Москва, издательство «Новое литературное обозрение»). Область интересов: интеллектуальная история, ранняя советская культура 1920-1930-х годов, культурная политика в современной России.

ДК Розы посетил  коллектив «Телекоммунисты» (Дмитрий Кляйнер и Барух Готлеб) рассказали о своих художественных практиках, демистифицирующих интернет и веб.  Обсуждались такие их работы, как OCTO, R15N, WhiteSaveMe и Thimbl, основанные на создании новой идеи, фиктивного стартапа или корпорации. OCTO исследовал почему Интернет, созданный как горизонтальная рассредоточенная платформа, стал настолько централизован, что к  реальным изменениям может привести только поддержание альтернативных форм сетевых вычислений.

Телекоммунисты — берлинская арт-группа, деятельность которой направлена на исследование политической экономики в коммуникационных технологиях. Основные темы, затрагиваемые Телекоммунистами — несовместимость капитализма со свободными интернет сетями, свободной культурой и, как результат, рост централизации и обособленности, а также возможность использования коллективного запаса производственного капитала производителями, что позволит сформировать альтернативную экономическую базу для свободного общества.

Художник и преподаватель Ильдар Якубов провел семинар, посвященный теме блокчейна в современном искусстве: в чем суть всех этих “смарт контрактов”, “блокчейнов” и “токенов”; действительно ли в этом всем есть что-то  новое и значимое; каких позитивных и негативных последствий массового применения этих технологий стоит ожидать; почему важно участие художников в разработке новых форм культурного производства и потребления; какие художественные практики уже сегодня критически осмысляют блокчейн?

Ильдар Якубов — художник и преподаватель, студент первого выпуска Школы Розы, выпускник Школы Родченко (Интерактивные Медиа), института Стрелка (The New Normal). Использует в своей творческой практике программирование, виртуальную реальность, блокчейн, радиоэлектронику и другие технологичные инструменты. Сторонник “витрувианского” взгляда на культуру, определяющего роль искусства в изменении всей системы знаний в целом.

Философ, культуролог и киберфеминистка Алла Митрофанова прочитала лекцию «Как засуществовать в несуществовании», в которой рассматривались неклассические подходы в философии ХIX (трансцендентализм, материализм, витализм) и ХХ вв (лингвистический поворот, психоанализ), и их различные интерпретации.  Обсуждалось, как новые философские концепты открывают перспективы, меняют «картину мира» и способы с ним взаимодействовать на примерах того, как их последователи переупаковывают новые концепты в предшествующие парадигмы, а потом приходит критика интерпретаций с целью вернуть радикальные подходы, таким образом онтологические предложения срабатывают через шаг.

Продолжение следует…

Поделиться: